Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже
преступили к автоматизации изолированного звука [С].
Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно
произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки,
ребенок произносит звук [С]):
Капельки-сестрички
В море
плещется волна.
Слышишь, как
поет она?
«С_______________».
Эту песенку
водички
Капли,
дружные сестрички,
Напевают в
тишине
Ветру,
рыбкам и луне.
«С_______» -
шуршат они песком,
Камешком на
дне морском.
«С________»
- дробятся о скалу,
«С_________»
- стекают по стеклу.
«С________»
- и спрятались в ракушку.
Мы ее
приложим к ушку…
И услышишь
снова ты
Шум прибоя,
плеск волны:
«С_____________».
(Е.Г. Карельская)
(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке
[С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)
б) в слогах, словах и чистоговорках
Когда изолированно звук [С___] будет получаться
идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:
СА-СА-СА
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ
|
СЫ-СЫ-СЫ
СЭ-СЭ-СЭ
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
|
АС-АС-АС
ОС-ОС-ОС
УС-УС-УС
|
ЫС-ЫС-ЫС
ЭС-ЭС-ЭС
ИС-ИС-ИС
|
СА: сам,
сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля
СО: сом,
сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт
СУ: суп,
сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть
СЫ: сын,
сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.
АС: нас,
ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас
ОС: нос,
босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос
УС-ЮС: мусс,
минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс
ИС: рис,
мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис
СА-СА-СА: В
лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.
СО-СО-СО: У
лисы колесо. В кино Софи Марсо.
СУ-СУ-СУ: Не
боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.
СЫ-СЫ-СЫ:
Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.
Са-са-са,
са-са-са, - на столе у нас - оса.
Сы-сы-сы,
сы-сы-сы, - не боимся мы осы.
Су-су-су,
су-су-су, - гнать не будем мы осу.
АС-АС-АС: У
Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.
ОС-ОС-ОС:
Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.
УС-УС-УС:
Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.
ИС-ИС-ИС: В
миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.
СИ-СИ-СИ
СЕ-СЕ-СЕ
СЁ-СЁ-СЁ
СЮ-СЮ-СЮ
СЯ-СЯ-СЯ
СЕ-СЮ-СЯ
СИ: сила,
синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень
СЕ: сено,
Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка
СЁ: сёмга,
Сёма, весёлый
СИ-СИ-СИ:
Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.
СЕ-СЕ-СЕ:
Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.
СЕ-СЕ-СЕ: Мы
сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!
СЁ-СЁ-СЁ: Мы
сказали Васе всё.
СЮ-СЮ-СЮ:
Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.
Продолжайте
в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С'].
в) в
скороговорках
У Сени и
Сани сом с усами.
Сорок сорок
съели сыра кусок.
В саду у
Дуси утки и гуси.
Саня и Костя
идут к Соне в гости.
Саня с
невестой месят тесто.
Саня сено косит,
а Соня сено носит.
Сеня во сне
сидит на сосне.
У соседа –
домоседа есть сосед – непоседа.
В миске у
киски вкусные сосиски.
Испугали
Люсю бабусины гуси.
У Фроси на
подносе ананас и абрикосы.
Соня и Стас
съели ананас.
Влас у Славы
съел сало, а Назар сливки слизал.
У соседа
домоседа есть сосед непоседа.
Везёт Сенька
Саньку с Сонькой на санках.
г) в
загадках
Если
вместе все семь я,
Получается
… (СЕМЬЯ).
|
Благоухает
третий день
В саду
персидская … (СИРЕНЬ).
|
Любит сало
эта птица
Желтогрудая
… (СИНИЦА).
|
К стрижу
приполз усатый жук,
Просил
скроить ему … (СЮРТУК).
|
Приглашает
всех ребят
Урожай
отведать … (САД).
|
Налетело
много ос,
Береги,
малыш, свой … (НОС).
|
Не боится
он жары.
Он –
любимец детворы,
Добродушен
и умен
Лопоухий
этот … (СЛОН).
|
По ночам
она не спит,
Очень
зорко вдаль глядит.
Словно
тыква голова
Это – хищная … (СОВА).
(Загадки
Е.Г. Карельской)
|
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З']
Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки
[С], [С']. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ]
– звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если
ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о
голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или
взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с'] голос «спит» и снетки его
домика не дрожат, а на звуках [з] [з'] голос просыпается и начинает петь и
стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся
по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к
закреплению звуков [з] [з'] в той же последовательности, что и звуков [С] [С'].
Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з'] в конце слов оглушаются и
превращаются в звуки [с] [с']
ЗА-ЗА-ЗА
ЗО-ЗО-ЗО
ЗУ-ЗУ-ЗУ
|
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ
ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ
|
ЗА: зал,
завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача
ЗО: Зоя,
Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото
ЗУ: зуб,
зубы, зуммер, зубр
Отработав слоги
и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З],
[ЗЬ].
За-за-за,
за-за-за,
За Зиной
гонится коза.
|
Зу-зу-зу,
зу-зу-зу,
Поместим в
загон козу.
|
Зы-зы-зы,
зы-зы-зы,
Колокольчик
у козы.
|
Зе-зе-зе,
зе-зе-зе,
Сено мы
дадим козе.
|
У Зои и Зины
бузина в корзине.
У зайка Бубы
разболелись зубы.
Звала Зося
зайку в гости.
Идет Назар
на базар, купит козу Назар.
Зоя зайкина
хозяйка, только зайка тот зазнайка.
В зоопарке
обезьяны, змеи, зубры и фазаны.
У Зои
мимозы, а Зины розы.
Звонко
зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.
Роза мёрзнет
от мороза.
Зина в
магазине забыла корзину.
В магазине
купили Зине корзину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий