Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании, РАЗДЕЛ XV.СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Алгоритм действий при определении образовательного маршрута ребенка с ОПФР

Обучение ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания возможно только с согласия законных представителей ребенка и соответствующего заключения психолого - медико-педагогической комиссии.

При определении или уточнении образовательного маршрута ребенка необходимо выполнить определенную цепочку действий.

 

Этап

Специалисты

Временной интервал

1. Выявление трудностей в обучении, взаимодействий с другими детьми, нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций.

Специалисты УО (учитель класса, учитель-дефектолог, психолог)

Первый год обучения

(желательно)

2. Беседа с родителями.

Специалисты УО (учитель класса, учитель-дефектолог, психолог, администрация )

 

3. Консультация врача- психиатра.

Проходят у врача по месту жительства  (Ленинский р-н ул. Я.Лучины,4) или в ГПНД (ул. Кунцевщина,22)

 

 

4. Запись на ПМПК по телефону.

Сбор пакета документов для прохождения ПМПК:(характеристика с места учебы, выписка из истории развития ребенка, осмотр врачей: отоларинголога, офтальмолога, невролога, логопеда; справка от психоневролога; образцы продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по математике и языкам).

Учитель класса, законные представители.

 

5. Консультация в условиях ПМПК Центра.

В случае несогласия с заключением  оформляется письменный отказ, и ребенок продолжает обучение по программе общеобразовательной школы. Коррекционную помощь не получает.  Законные представители ребенка могут обратиться за консультацией в Минский городской ЦКРОиР для решения спорного вопроса.

В случае согласия с предложенной программой и формой обучения, оформляется письменное согласие.

Ребенок получает образование в соответствии с рекомендациями.

Законные представители, специалисты Центра

апрель-май

6. Передача сведений о детях с ОПФР, нуждающихся в организации обучения в классах интегрированного обучения в районное управление образования.

Специалисты Центра, специалисты УО

июнь

7. Комплектование классов интегрированного обучения, принятие управленческих решений.

Специалисты УО, центра

июль-август

8.Сообщение законным представителям детей о месте обучения ребенка.

Информация находится в управлении образования, в Центре, в CШ, где ранее обучался ребенок.

Специалисты УО, центра

август

 Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии

Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) необходимо:

1) Обратиться к классному руководителю или учителю-дефектологу школы для проведения первичного обследования и получения педагогической характеристики и диагностических работ.

2) Позвонить в ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района г. Минска" по телефону 397-67-06 и записаться на удобное для Вас время.

Запись на ПМПК производится  ежедневно с 14.00 до 17.00 (кроме субботы, воскресенья).

В соответствии с п.2 ст. 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании психолого-медико-педагогическое обследование ребенка проводится    с согласия и в присут­ствии его законного представителя ( родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей). 

К назначенному сроку Вам необходимо собрать следующие документы:

  • Выписка из медицинских документов (участковый педиатр).
  • Медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета (справка выдается учреждением здравоохранения «Городской клинический детский психиатрический диспансер» по адресу: ул.Я.Лучины 6. Тел. регистратуры: 320-88-71).
  • Педагогическая характеристика, представляемая учреждением образования, в котором обучается, заверенная руководителем учреждения образования.
  • образцы письменных работ - тетради по русскому и белорусскому языкам, математике.
  • 2 файла и 10 листов бумаги формата А4.

Просим Вас прийти за 10 минут до назначенного времени, иметь с собой сменную обувь для ребенка и сопровождающих его законных представителей, а также защитные маски для лица.

Адрес: пр. Рокоссовского, 14 (УДО № 409)

Официальный веб-сайт ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района г. Минска"http://lencko.minsk.edu.by/

Психолого-медико-педагогическая комиссия проводится только при наличии полного пакета документов!


  Когда нужно обращаться за помощью к учителю - дефектологу?

В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, небольшой словарный запас или неумение составлять рассказ, неусвоение элементарных математических представлений перестает быть возрастной нормой и начинает тревожить внимательных родителей. Благо, существуют специалисты, которые могут помочь решить проблемы как с детской речью, так и с другими особенностями психофизического развития ребенка.


Итак, помощь специалиста нужна, если у вашего ребенка отмечаются следующие особенности речевого развития:

  • 5-6 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы  (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги. У ребенка  все еще есть проблемы со звукопроизношением.

 Так же родителей должно насторожить, если у ребенка после 3-х лет затруднено понимание обращенной речи, реакция на имя, избирательное выполнение инструкций, трудности установления контакта со взрослыми и сверстниками, замедленное формирование навыков самообслуживания и другие особенности физического и психического развития ребенка.

Если вы обнаружили данные проблемы у вашего ребенка и решили  обратиться к специалисту, вначале мы рекомендуем проконсультироваться с учителем-дефектологом учреждения образования либо с логопедом  поликлиники. Данные специалисты  проведут первичное обследование вашего ребенка  и при необходимости направят ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) для выявления нарушений в развитии ребенка и определения его дальнейшего образовательного маршрута.

Что такое интегрированное обучение?

- Пункт коррекционно-педагогической помощи

- Ответы учителя-дефектолога на частые вопросы родителей

- Логопедическая помощь в школе

- Время появления звуков в речи

- Проблемы письма и чтения у младших школьников

        Какие еще существуют способы выявления особенностей развития ребенка?

О проблемах в развитии ребенка может сообщить логопед поликлиники при прохождении планового медосмотра либо врач-невролог и рекомендовать прохождение ПМПК. О проблемах в усвоении образовательной программы родителям может сообщить учитель. В данном случае родители также могут обратиться к учителю-дефектологу и педагогу-психологу школы для консультации по данному вопросу.      

Так же в течение учебного года учителя-дефектологи проводят с согласия законных представителей обследование учащихся с целью своевременного выявления детей, нуждающихся в оказании коррекционной помощи.

ЦКРОиР в середине учебного года организовывает дополнительное время комиссий для обследования выявленных детей. Т.е. родители имеют возможность заблаговременно пройти комиссию. В Ленинском районе всем детям, нуждающимся с коррекционной помощи, предлагаются варианты оказания данной помощи. Неохваченные помощью остаются те дети, родители которых по каким-либо причинам отказываются от получения коррекционной помощи либо в предложенном УО, либо в текущем учебном году или предпочитают оказывать помощь детям самостоятельно.

Как правило, родители отказываются от прохождения  ПМПК по той причине, что плохо понимают, что это такое, что может дать прохождение ПМПК.

Итак,  ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, т.е. организация, в состав которой входят следующие специалисты:

- председатель ПМПК (директор ЦКРОиР);

-  учитель-дефектолог, логопед;

- педагог-психолог;

- сурдопедагог;

- тифлопедагог.

Основная задача комиссии – выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу,  которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в обучении, в поведении, в развитии).

 Процедура проведения ПМПК?

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

Во время ПМПК законные представители детей с особенностями психофизического развития имеют право:

  • получать полную и достоверную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка;
  • присутствовать при проведении психолого-медико-педагогического обследования ребенка;
  • обсуждать результаты обследования;
  • не согласиться с заключением ПМПК;
  • выбирать учреждение образования, форму получения специального образования с учетом рекомендаций ПМПК;
  • получать консультацию по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

 

Какие документы необходимо подготовить к ПМПК и как записаться?

Список документов:

1. Выписка из медицинских документов (педиатр)

2. Медицинская справка о состоянии здоровья (ул. Я. Лучины, 6)

3. Педагогическая характеристика

4. 2-3 продукта продуктивной деятельности (рисунки цветными карандашами)

Запись на ПМПК тел. 8017-397-67-06

Адрес: пр. Рокоссовского, 14 (УДО № 409)

 

Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК? 

Как правило, обследование ребёнка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: сложить из частей картинку или фигуру, запомнить определённое количество слов или изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так далее. Родители обязательно присутствуют на диагностике, но не вмешиваются в её ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведётся протокол, в который заносятся ответы ребёнка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых показателей.

После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребёнка, по оказанию ему необходимой психологической и  педагогической помощи.

 

Как же подготовиться к комиссии? 

Нет никакого смысла пытаться найти вопросы, которые могут быть заданы во время обследования, и заучивать с ребёнком ответы на них. Во-первых, никто не может сказать точно, какие именно вопросы зададут или какие задания предложат выполнить  каждому конкретному ребёнку (это зависит от его индивидуальных особенностей, от возраста, уровня развития и пр.). А во-вторых, усиленная предварительная подготовка может сильно исказить реальную картину дел у ребёнка, а значит, заключение специалистов и их рекомендации могут оказаться не достаточно объективными.

Конечно, обследование на ПМПК - это в какой-то мере стресс, но только от вас, родителей, от того, как вы настроите ребёнка, что ему скажете, зависит, насколько сильным этот стресс будет. По опыту могу сказать, что дети больше всего нервничают и переживают тогда, когда родители им говорят о большой важности этого, увещевают, что нужно обязательно  отвечать правильно, что от ответов ребёнка многое зависит и т.п. Поэтому – запомните: заранее стращать ребёнка однозначно не стоит; это только повысит уровень его тревожности, а следовательно, может блокировать мыслительные процессы, и тогда ребёнок просто замкнётся.  

Конечно, часто  родители всё равно испытывают огромную тревогу и сомнения  по поводу обращения на ПМПК, несмотря на то, что вся информация и документация комиссии строго конфиденциальна и передаче третьим лицам не подлежит. В этом случае каждая семья может вначале прийти на консультацию к специалистам ЦКРОиР, а уже затем решать вопрос о необходимости и целесообразности психолого-педагогического обследования.

Итак, после проведения процедуры обследования, специалисты знакомят родителей с заключением ПМПК и рекомендациями по организации обучения и воспитания ребенка по определенным образовательным программам или оказанию ребенку коррекционно-педагогической помощи.

Т.е. ребенку с легкими речевыми нарушениями может быть предложена коррекционно-педагогическая помощь, которая может оказываться в УО в ПКПП. Т.е. ребенок остается в своей группе, а учитель-дефектолог ПКПП забирает его коррекционные занятия от 2 до 4 раз в неделю в зависимости от тяжести нарушения в течение срока, указанного в рекомендациях ПМПК.

Если в УО не сформирован  ПКПП, данная категория детей (с легкими речевыми нарушениями) может  получать коррекционную помощь в условии ЦКРОиР.

Если у ребенка выявлено  тяжелое нарушение речи, особенности психического развития, нарушения слуха, функций опорно-двигательного аппарата, то родителям могут быть предложены специальные группы или группы интегрированного обучения и воспитания. Если у ребенка выявлено нарушение зрения и имеются медицинские показания, ребенку может быть рекомендован специальный сад детей с нарушениями зрении № 353.

Заключение ПМПК   носит рекомендательный характер. Законному представителю ребенка, в случае его несогласия с обучением и воспитанием ребенка по образовательной программе специального образования, рекомендованной ЦКРОиР, разъясняются возможные последствия такого отказа. 

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем ЦКРОиР.

Родители в данном случае всю ответственность за дальнейшее обучение и воспитание своего ребенка берут на себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели