среда, 6 октября 2021 г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ «РЕБЁНОК С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

 Изменение окружения:

- работу с гиперактивным ребёнком стройте индивидуально. Гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски.

- оптимальное место в классе для гиперактивного ребёнка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

- измените режим урока с включением физкультминуток;

-разрешайте гиперактивному ребёнку через каждые 20 минут вставать и ходить в конец класса;

-  предоставьте ребёнку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

  1. Создание положительной мотивации на успех:

-введите знаковую систему оценивания;

-чаще хвалите ребёнка;

Расписание уроков должно быть постоянным;

- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

- вводите проблемное обучение;

- используйте на уроке элементы игры и соревнования;

- давайте задания в соответствии со способностями ребёнка;

- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждого из них;

 - создайте ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои смольные качества и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

- научите ребёнка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

-игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

- стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

- помните, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломать его!

 

  1. Коррекция негативных форм поведения:

- способствуйте снятию агрессии;

- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

 

  1. Регулирование ожиданий:

- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы;

- объясняйте родителям, что улучшение состояние ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Дисциплинарные меры воздействия  в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут  к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, наоборот ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.                                                                                          

 

Профилактика школьных трудностей

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

 

Известно, что к моменту поступления в школу не все дети обладают функциональной готовностью к освоению учебного материала. В “группу риска” попадают дети с недостаточным развитием функций, которые не только влияют на темп и качество формирования навыка письма, чтения, счета, но и определяют успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала.

Наиболее значимыми являются следующие функции:

  1. Зрительное восприятие и память, зрительный анализ и синтез.
  2. Пространственный анализ и синтез.
  3. Сенсомоторные координации.
  4. Слуховое восприятие, внимание, слухо-речевая память, фонематический слух.
  5. Точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Причины такого “дефицита” в развитии этих функций могут быть различны:

  1. Отсутствие у детей достаточного опыта деятельности, которая способствует развитию указанных функций.
  2. Недостаточная согласованность в работе разных отделов коры головного мозга, которые совместно обеспечивают ту или иную функцию.
  3. Функциональная несформированность структур головного мозга, которые отвечают за ту или иную функцию.

Изучению этой причины посвящено много исследований психофизиологов и нейропсихологов: Цветковой Л.С.,. Архипова Б.А, Ахутиной Т.В., Лурии А.Р., Деннисон П., Пылаевой Н.М., Семенович А.В., Симерницкой Э.Г.,. Усановой О.И, Хризман Т.П., Шевченко Ю.С., Семаго Н.Я., Сиротюк А.Л. и др.

Э.Г. Симерницкая выделяет 3 этапа нейропсихологических профилей детей, испытывающих трудности в обучении:

  1. Дети с дисфункцией височно-лобных отделов левого полушария. Для них характерны отклонения от нормы объема слухоречевой памяти, тормозимость, замена слов на близкие по звучанию или по смыслу.
  2. Дети с недостаточностью задних отделов правого полушария. Для них характерны отклонения от нормы объема слухоречевой и зрительной памяти, по пространственному параметру и феномену зеркальных движений.
  3. Дети с билатеральным характером изменения психической деятельности. Для них характерны отклонения от нормы, относящиеся как к левому, так и к правому полушарию.

Физиологами было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. В.А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, а работы В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии и др. доказали влияния сформированности тела на уровень высших психических функций и речи.

Учитывая, приведенные выше данные физиологов и нейропсихологов,  создан комплекс развивающих занятий с опорой на двигательные упражнения, дыхательные, глазодвигательные упражнения. Особое место в программе профилактики школьных трудностей мы отводим упражнениям, которые способствуют выработке у детей точной координации в системах “глаз-рука”, “ухо-рука”, “глаз-ухо-рука”, т.к. установление этих связей и синтез зрительной, слуховой кинестетической информации обеспечивают правильное соотношение звуков речи с буквами при чтении и письме.

СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА – “ЗАРЯДКИ”:

  1. 1. Дыхательные упражнения:

Пример: “надуваем шарик” - медленный вдох и живот надули, пауза, выдох и живот втянули.

“покачаем руки” - одна рука лежит на животе, другая на груди, поочерёдно фиксируем внимание то на одну руку, то на другую.

  1. Глазодвигательные упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия, активизируют процесс обучения. Мы используем комплексы упражнений для глаз из книги “Гимнастика для глаз”, М., ФиС, 1988 г.,

В.И. Янкулин, Г.Г. Демирчоглян.

Особенно нравятся детям рисовать “лежащие восьмёрки” и делать “горчичники для газ” при помощи тёплых ладошек.

  1. Упражнение для развития мелкой моторики, движения тела и пальцев.

Пример:

a).“пальчики здороваются” - с некоторыми усилиями прижимать кончики пальцев к большому пальцу, сгибая их наружу и надавливать большим пальцем на основание остальных. Это упражнение способствует улучшению памяти. (книга “Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями по методике Йосиро Цуцуми”, М., 1992г.).

b).“Лезгинка” - для повышения внимательности.

c).“Игры с орехами” (грецкими) – устранение нервно-психического напряжения:

круговые движения в каждой ладони

круговые движения в области мизинца и внутренней стороны кисти

массаж мизинца

d). “замок” и др.

Очень нравится детям “крестовая” зарядка, т.е. перекрестные движения рук и ног, чередуется с одноименными движениями рук и ног “при фиксации взгляда на букве “Х” и так же нравится упражнения “лепим себя” (включает массаж лица, ушей).

  1. упражнения на развитие произвольной регуляции и самоконтроля.

Пример: “скульптор”, “фотограф” - в парах

“Тень”, “приклеились” - подвижные упражнения.

Конечно же здесь перечислены не все, а только наиболее любимые детьми упражнения, которые можно делать в начале и в конце урока.

Блок упражнений, которые могут использовать учитель по ходу урока, включает в себя:

  1. Упражнения на формирование координации в системе “глаз-рука”

Пример:

“Сделай, как я” - учитель на доске вывешивает образец, а дети делают у себя на парте (из палочек или в тетради).

“Пуговицы” - на доске образец расположения “пуговиц” (букв, фигур) на поле из 6–ти клеток, дети воспроизводят его по памяти на своем поле (аналог упражнения “точки”).

“Мозаика” - на доске образец узора, дети выкладывают его у себя (аналог кубиков КООСа).

  1. Упражнения на формирование координации в системе “Ухо-рука”

Пример:

“Художники” - по команде учитель рисует сказочных героев (фигуры) в разных местах листа, аналогично проходит упражнение “Путешествие по странице”.

“Муха” - движение “Мухи” по клеточкам в разных вариантах.

“Диктант” - (волшебный карандаш) – под диктовку педагога рисуют узор.

“Вышивка крестом” - диктант в ограниченном поле (аналогично “зашифрованный рисунок”).

 

  • Упражнения в системе “глаз-ухо-рука”

Пример:

“Обезьянки” - повтори движения за педагогом быстрее и точнее.

“Запрещенное движение” - ведущий показывает движения с ошибками, дети ориентируются только на команду учителя, а услышав “запрещенное движение” - его не делают.

“Нос- ухо – нос” - аналогичное.

Педагоги охотно используют игровые упражнения, направленные на развитие координации движения всех звеньев руки, особенно кисти пальцев (“пальчиковая гимнастика”).

Введение в учебный процесс таких упражнений, комплексов, как “зарядка” помогают ребятам преодолеть напряжение, настроиться на деятельность, вызывает у них чувство уверенности в своих силах и возможностях; тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения и преодоления трудностей в обучении.

 

Список использованной литературы:

  1. Сиротюк А.Л. “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения”, М., 2003 г.
  2. Бабкина И.В. “Радость познания”, М., 2000 г.
  3. Барташников А.А., Барташникова И.А. “Учись мыслить”, Харьков, 1998 г.
  4. Йосиро Цуцуми “Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями”, М.,1992
  5. Степанова О.А. “Профилактика школьных трудностей”, М., 2003 г.
  6. Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику” , М., 1997 г.
  7. Цвентарный А.В. “Играем пальчиками и развиваем речь”, СПб., 1999 г.
  8. Ахутина Т.В., Пылаева И.М. “Школа внимания”, М., 1997 г.
  9. Деннисон П., Деннисон Г. “Гимнастика мозга”, М., 1997 г.
  10. Баскаков В.Ю. “Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехника”, М., 1992 г.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели