Рекомендации по обучению на теоретических и практических занятиях учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Особенности | Рекомендации по обучению |
Низкий уровень развития внимания, восприятия | Постоянная активизация и концентрация внимания учащихся на существенных признаках; сопровождение объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий (основной упор на наглядно-практические методы обучения). Подключение максимального количества источников информации разных модальностей (например, в момент восприятия объекта зрением или слухом полезно использовать обоняние и осязание) |
Нарушения памяти, более | Многократное повторение материала в течение длительного времени (обеспечивает перенос учащимися уже имеющегося опыта в новые условия); выполнение ряда близких по содержанию заданий (обеспечивает возможность постепенного сокращения помощи со стороны педагогов), постепенное повышение сложности предлагаемых заданий за счет приобретения учащимися необходимого опыта |
Низкий уровень владения мыслительными процессами – Преобладание наглядно-образного мышления | Опора на практически-действенное мышление. Ограничение использования логических и гностических методов. Предпочтение объяснительно-иллюстративным, наглядным, репродуктивным и частично поисковым, индуктивному методу (от частного к общему). Обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала) с более широкой наглядной, практической и словесной конкретизацией общих положений, с большим количеством упражнений с прямым показом приемов решения. Развитие мыслительных процессов |
Особенности речи | Отказ от длительного и частого использования словесных методов (избегать лекций), большого количества записей в тетради. Педагог должен четко выговаривать слова, особенно новые термины |
Эмоциональная | Поддерживание на учебных занятиях спокойной, доброжелательной атмосферы без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций. С пониманием, чуткостью и терпением восприятие смены настроения, беспричинной злобности или эйфории |
Сниженные активность, | Постоянное побуждение к целенаправленной деятельности: введение элементов проблемности; поощрение достижений; обратная связь (поддакивание → ответы на вопросы педагога по ходу повествования → стимулирование задавания вопросов); обеспечение практического применения формируемых знаний и умений, создание жизненно-практических ситуаций (примеры и факты, связанные с действительностью и имеющимся социальным опытом, использование деловых игр). Постепенное сокращение помощи со стороны педагога и постепенное повышение степени трудности задач, не выходя из «зоны ближайшего развития» учащихся |
Методика обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью
Методика обучения, как частная дидактика, рассматривается как совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.
Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
В инклюзивных группах учреждений профессионального образования при организации образовательного процесса обеспечивается выполнение совокупности как общедидактических принципов, специфических принципов профессионального обучения, так и специфических принципов специального образования (табл. 3) [5; 10; 18].
Таблица 3
Совокупность принципов обучения
в учебных группах совместного обучения
Общедидактические | Специфические принципы | Специфические принципы |
сознательности и активности; наглядности; научности; систематичности и последовательности; прочности; доступности; связи теории с практикой | политехнический; соединения обучения модульности профессионального образования; создания производственной среды | гуманизации; интеграции; коррекционно-компенсирующей направленности; комплексного подхода; вариативности; диагностичности |
Остановимся лишь на некоторых из перечисленных принципов.
Обеспечение доступности обучения предполагает учет сложности, объема сообщаемых сведений и формируемых умений, максимально возможное его ограничение, в особенности при изучении нового учебного материала (связано с ограниченными возможностями в восприятии и переработке информации учащимися с интеллектуальной недостаточностью).
Обеспечение коррекционно-компенсирующей – построение образовательного процесса с использованием сохранных функций, анализаторов в соответствии со спецификой природы нарушения развития. Поэтому в специальных методиках обучения принято выделять коррекционно-развивающие задачи учебного занятия, направленные на исправление или ослабление недостатков психофизического развития. Обращается внимание на преодоления (ослабления) основного недостатка деятельности учащихся с нарушением интеллекта – ее низкой самостоятельности, а также недостаточности мотивации деятельности (вследствие снижения психической, в частности познавательной, активности) и развитие общетрудовых и общеучебных умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение. Эти особенности необходимо учитывать на всех учебных занятиях.
Комплексность предполагает согласованную деятельность всех специалистов учреждения образования.
Вариативность и учет особых образовательных потребностей учащегося требует индивидуализации образовательного процесса.
Организация профессионального обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует выполнения комплекса взаимосвязанных условий [12]:
- учет психофизических возможностей, индивидуально-психологических особенностей учащихся;
- ориентация на формирование социально-нравственного поведения учащихся, обеспечивающего успешную социальную и профессиональную адаптацию;
- обеспечение природосберегающих подходов в осуществлении всех видов учебной и внеучебной деятельности, охрана и укрепление психосоматического здоровья, предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
- создание благоприятной образовательной среды, психологического комфорта, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие учащихся, стимулирует их познавательную деятельность, коммуникативные функции, активно воздействует на формирование общеинтеллектуальных, профессионально важных и деятельностных умений и навыков, помогает освоению социального опыта.
Оптимальным способом организации обучения в инклюзивных группах, по мнению специалистов, является дифференцированное обучение в форме внутренней дифференциации. Дифференцированное обучение учащихся с ОПФР в условиях инклюзивного образования в учреждениях профессионального образования мы рассматриваем как технологию обучения учащихся в инклюзивных группах, предполагающую: учет психофизических особенностей развития различных категорий учащихся, разработку на их основании определенной системы педагогического взаимодействия с учащимися и использованием различных программ, методов, методик, средств, способов обучения [13].
Условия организации обучения в инклюзивных группах:
- изучение контингента учащихся учебных групп с последующим (условным) делением их на подгруппы в зависимости от особенностей их учебно-познавательной и практической деятельности;
- выработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе;
- составление тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам учащихся;
- осуществление дифференцированного обучения с выборочным использованием методов, приемов, средств организации учебных занятий;
- осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения [12].
Стержнем организации работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью с учетом коррекционно-развивающей направленности является создание специальных условий для развития их умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение [10; 18]. Принципиальная основа методов развития функций программирования и контроля – организация совместной деятельности педагога и учащегося. Она должна последовательно меняться таким образом, чтобы программа действия, которой вначале владеет педагог, стала внутренним достоянием учащегося. Для этого необходимо обеспечить условия, позволяющие ребенку взять «программу», а взрослому контролировать, насколько учащийся ее усваивает [1]. Такими условиями являются:
1) вынесение программы вовне, ее материализация (наглядное представление);
2) организация совместной деятельности педагога и учащегося, которая позволяет учащемуся перейти от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам [3–4].
Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью включает следующие этапы:
1) этап совместного пошагового выполнения действия по речевой инструкции педагога. Пошаговый контроль обеспечивается педагогом, программа и контроль в руках педагога;
2) этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе. Педагог организует следование программе и контрольные действия учащегося: сличение результата с программой. Здесь программирование и контроль разделяются между педагогом и учащимся;
3) этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к его более свернутым формам. Программирование и контроль, разделяемые педагогом и учащимся, становятся более свернутыми, роль педагога в программировании и контроле сокращается;
4) этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной (внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Здесь предусматриваются самостоятельное выполнение действия и его контроль учащимся, которые совершаются под наблюдением педагога, следящего за тем, обращается ли учащийся при затруднениях к наглядной программе, и при необходимости напоминающего ему об этом;
5) этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Предполагается перенос усвоенного образа действия на новый материал, возможность переноса контролируется педагогом [1].
Таким образом, первоначально педагог развернуто руководит деятельностью учащегося, контролируя каждый, даже самый мелкий этап, а затем руководство все больше сворачивается и контролируется только общий результат. Такая детальная отработка интериоризации программы и ее контроля приводит к активному овладению учащимся новым материалом, а также позволяет формировать навыки программирования и контроля, которые являются дефицитарными у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Если специально не организуется переход от пошагового контроля к самостоятельному выполнению и контролю, учащиеся могут испытывать значительные трудности при самостоятельном выполнении задания: выполнив одну его часть, они никак не могут перейти к следующей, отвлекаются и потому производят впечатление неорганизованных, рассеянных и т. п. Учащийся должен получить средство, опору для овладения программой действия. Необходимо, чтобы педагог специально, развернуто отметил окончание одного этапа работы и переход к следующему [14].
Условиями эффективного формирования у учащихся с интеллектуальной недостаточностью умений ориентировки в задании, планировании и самоконтроле, являются:
– выполнение ряда близких по содержанию заданий, которые обеспечивают возможность постепенного сокращения помощи со стороны преподавателя, мастера производственного обучения в процессе ориентировки в задании, планировании и самоконтроле (равно как и при выполнении задания в целом) за счет приобретения учащимися необходимого опыта;
– постепенное повышение сложности предлагаемых заданий и сложности ориентировочных, планирующих и контрольных действий;
– вариативность повторения и закрепления, которая необходима для переноса учащимися уже имеющегося опыта в новых условиях [10; 12; 18].
Деятельность педагогов по организации целеполагания и формирования мотивации учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью продолжается на протяжении всего процесса обучения и включает в себя следующие действия [6; 7; 9–12; 18]:
‒ предъявление эталона учащимся и принятие его в качестве собственных целей учения (например, с помощью предоставления объективной информации об успешном трудоустройстве выпускников и т. п.);
‒ поощрение достижений;
‒ создание ситуаций, побуждающих учащихся к самостоятельному определению того, что необходимо усвоить для их решения;
‒ практическая направленность усваиваемого учебного материала, создание жизненно-практических ситуаций, посредством использования деловых игр и игровых моментов;
‒ своевременное выявление затруднений, возникающих при усвоении данного материала;
‒ создание эталона усвоения учебного материала по каждой теме;
‒ ознакомление учащихся с параметрами и показателями сформированности усваиваемых знаний и действий, направленное на самостоятельное проектирование ими результатов (целей) обучения;
‒ обучение методам рефлексивной оценки хода и результатов образовательной деятельности (переход от локуса «внешнего контроля» к локусу «внутреннего контроля», т. е. поиску не «внешних», а «внутренних» причин удач-неудач в самом себе).
Методы обучения в инклюзивных группах
Методы обучения – это способ взаимодействия между педагогом и учащимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
При организации образовательного процесса в инклюзивных группах учреждений профессионального образования, как указывает В.А. Шинкаренко, предусматривается специальный отбор и композиция общедидактических и специфических методов и приемов обучения [10; 18].
На основе анализа литературных источников [10; 12; 18] в таблице 4 приведены рекомендации по использованию словесных, наглядных и практических методов для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Таблица 4
Рекомендации по применению методов обучения
для лиц с интеллектуальной недостаточностью
Методы | Рекомендации по применению методов обучения | ||
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ | |||
Устное изложение (рассказ, объяснение, лекция) | Должны являться лишь дополнением к практическим и наглядным методам. Приоритет следует отдать практическому освоению теоретических и практических знаний | ||
Беседа | |||
Самостоятельная | Используют приемы выборочного, объяснительного и комментированного чтения. Чтение, конспектирование заменяются на заполнение таблиц, составление алгоритма операций под руководством преподавателя. Предлагается работа со специально подготовленными текстами (например, с выделением части текста) и выполнение заранее подготовленных заданий (например, прочитать и письменно ответить на определенные вопросы). Перед работой с книгой необходимо доступное для восприятия учащимися с интеллектуальной недостаточностью объяснение нового материала. Для полноценного усвоения учебного материала им будет необходима практическая деятельность, позволяющая закрепить полученную информацию | ||
Письменное | Заблаговременная подготовка опорных конспектов: ключевые слова выделяются другим шрифтом; основная информация представляется сжато, желательно с иллюстрациями и образцами изделий; раздаточный материал готовится для каждого учащегося индивидуально | ||
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ | |||
Демонстрация наглядных пособий (плакаты, модели, макеты, схемы, презентации, видеофильмы, слайды и др.) | Предлагать предметы и объекты неабстрактного характера, имеющие естественную природу (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов, изделий). Необходимо специальное руководство восприятием и анализом учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдаемых ими объектов или процессов путем выделения отдельных признаков и характеристик, постановки вопросов, организующих восприятие. Важна не только демонстрация натуральных предметов, но и организация наблюдения, изучения объектов для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепления использования при этом словесных средств | ||
Самостоятельные наблюдения | |||
Видеометоды | Применение требует не только отбора видеоинформации, но и продумывания вопроса ее комментирования и пояснения педагогом | ||
Показ трудовых | Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие части и представлять в наглядно-практических, деятельностых условиях. Обязательно неоднократное повторение уже изученного | ||
Производственные экскурсии | Комментирование. Усиленный контроль за соблюдением охраны труда | ||
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ | |||
Упражнения | Увеличение количества выполняемых упражнений, необходимых для решения поставленных учебных задач. Специальное педагогическое руководство выполнением упражнений (предварительное и дополнительное специальное инструктирование, усиление внешнего контроля). При освоении и отработке трудовых приемов и операций учащиеся с интеллектуальной недостаточностью дают словесные отчеты о выполненной работе или выполнении более сложных приемов, входящих в состав технологической операции (закрепление представлений о последовательности действий и развитию словесной регуляции действий). Более сложные приемы демонстрируются в замедленном темпе, а при повторной демонстрации приемов учащиеся стимулируются к называнию и краткому описанию наблюдаемых и предстоящих действий. Если необходимо, используются предварительные тренировочные упражнения | ||
Тренажеры | |||
Самостоятельные | Организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью служат технологические, инструкционные и инструкционно-технологические карты. Готовятся к каждой теме. Все процессы и операции в картах описываются более детально, в виде пошагового алгоритма действий | ||
Лабораторно-практические работы | |||
Форма организации обучения – это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения.
В.А Шинкаренко и другие психологи выделяют следующие формы организации образовательного процесса в инклюзивных группах:
‒ индивидуальная работа;
‒ работа в микрогруппах;
‒ работа в парах;
‒ игровые формы;
‒ смена видов деятельности;
‒ рефлексия;
‒ коррекционная работа и др. [10].
Развитие инклюзивного образования выделено одним из приоритетных направлений образования для устойчивого развития, обозначенных в национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. В Концепции развития педагогического образования на 2015–2020 годы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, выделена необходимость работы современного педагога с разными категориями детей и их родителями, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОПФР. Это требует от педагогических работников, осуществляющих обучение в условиях инклюзии, специальной педагогической, психологической подготовленности, знания особых образовательных потребностей учащегося с ОПФР, особенностей обучения, основных путей, организационных форм, методов и средств обучения учащихся с ОПФР. В данной статье были проанализированы особенности методики обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в инклюзивных группах учреждений профессионального образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход : учеб. пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб. : Питер, 2008. 320 с.
2. Бадина, А.Н. Особенности учебной мотивации умственно отсталых и нормально развивающихся подростков [Электронный ресурс] / А.Н. Бадина // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. Режим доступа : http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19117. Дата доступа : 10.01.2020.
3. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций : собр. соч. : в 6 т. / Л.С. Выготский. М., 1983. Т. 3. С. 5–328.
4. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. М. : Смысл ; Эксмо, 1967. Т. 1. С. 441–469.
5. Дефектологический словарь : в 2 т. / под ред. В. Гудониса, Б.П. Пузанова. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007.
6. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. : Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева, Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. 110 с.
7. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. СПб. : Речь, 2007. 391 с.
8. Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-3 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
9. Основы специальной психологии : учеб. пособие / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.
10. Особенности организации образовательного процесса в группах совместного обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью : метод. рекомендации / М.В. Ильин [и др.] ; под общ. ред. М.В. Ильина. Минск : РИПО. 2019. 43 с.
11. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова. 2-е изд. М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2000. 104 с.
12. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости : метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. С. 120–129.
13. Прощицкая, Е.Н. Профессиональная ориентация учащихся вспомогательной школы : учеб.-метод. пособие / Е.Н. Прощицкая. Минск : Акад. Последиплом. образования, 2004. 51 с.
14. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред. И.В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1991. 303 с.
15. Соловьева, О.А. Содержание и возможности дифференцированного обучения учащихся с особенностями психофизического развития в «инклюзивных группах» учреждений профессионального образования / О.А. Соловьева // Мастерство online [Электронный ресурс]. 2016. № 3(8). Режим доступа : http://ripo.unibel.by/index.php?id=1955. Дата доступа : 17.10.2016.
16. Соловьева, О.А. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью / О.А. Соловьева // Сацыяльна-педагагiчная работа. № 10(104). 2009. С. 27–30.
17. Специальная педагогика : учеб. пособие / Л.И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. М. : «Академия», 2002. 400 с.
18. Шинкаренко, В.А. Методика производственного обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях профессионально-технического образования / В.А. Шинкаренко. Минск : РИПО, 2019. 56 с.
Библиографическая ссылка
О.А. Соловьева "Методика обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в «Инклюзивных группах»" // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2020. – 1(22).
Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=4538
Комментариев нет:
Отправить комментарий