Закрепление звуков идёт сначала в
изолированном произношении, затем – на материале слогов, потом слов,
чистоговорок, потешек, скороговорок и текстов.
а) Закрепление шипящих звуков на материале слогов и слов
ША: шапка, шаг, шакал, шайба, шарф, шахта, шахтёр, шашка, шашки, шахматы
ШО-ШЁ: шов, шёл, шёлк, шёпот, шомпол, шок, шоколад, шёлковый
ШУ: шуба, шубка, шум, шут, шутка, шуршит, шутник, шустрый
ШИ: шина, шипы, шить, шиповник, ширь, широко, шибко
ШЕ: шесть, шерсть, шелка, шептать, шелестит, шести т.д.
ЖА: жар, жаба, жаровня, жабо, жасмин, жакет, жарко, жалюзи
ЖО-ЖЁ: Жора, жор, жёлтый, жёлуди, жёрдочка, жёрнов
ЖУ: жук, жучок, журавль, журчит, жужжит, жутко, жупан
ЖИ: жир, живот, жила, жить, животные, Житомир жимолость
ЖЕ: Женя, железо, жезл, желтеть, жена, жесть т.д.
Не лишним будет вспомнить, что звуки [Ш], [Ж] появляются в «ласковых»
словах. Пусть ребёнок не только потренируется в произношении шипящих, но и в
образовании слов. Предложите ему для начала образовать
уменьшительно-ласкательные формы имён: Настя - НастюШа, НастасьюШка; Илья –
ИлюШа, ИлюШенька, Оля – ОлюШка и т.д. А теперь такие слова (со звуком [Ш]):
голова – головуШка (сторона, изба, борода, ворона, камень, горе, перо, зерно,
крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня и
т.д.);
(со звуком [Ж]): сапог – сапоЖок (друг, пирог, круг, долг, берег, долг,
творог, утюг, стог, флаг, шаг, нога, порог и т.д.)
Здесь же можно вспомнить животных и их детёнышей:
медведь – медвеЖонок
морЖиха – морЖонок
стриЖиха – стриЖонок
иволга - иволЖонок
|
уж – уЖонок
верблюд - верблюЖонок
уЖица – уЖонок
осьминог -осьминоЖек
|
Ребёнок очень быстро втянется в подобное словотворчество а вам придется
придумывать новые игры и подбирать для него более сложный речевой материал на
звуки [Ш], [Ж]. Например, игра «Превосходнейшие слова» (звук Ш):
Как сказать о самом-самом?
Самом сильном, самом слабом?
Сильный – сильнейШий,
Слабый – слабейШий
свежий - …
(вкусный, простой, полезный, светлый, честный, новый, добрый, чистый и
т.д.)
Нельзя обойти вниманием и наречия: близко – блиЖе, дорого – дороЖе (молодо,
низко, поздно, плохо, редко, твёрдо, туго, узко, глубоко и т.д.)
И, конечно же, неоценимую помощь в деле автоматизации шипящих звуков окажут
так называемые предметные картинки, в названии которых встречаются шипящие.
б) Закрепление шипящих звуков при помощи чистоговорок:
ША-ША-ША, ША-ША-ША: Мама любит (моет, кормит) малыША.
ШО-ШО-ШО, ШО-ШО-ШО: На прогулке (в наШЕм доме) хороШО.
ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ: ШАрф повяЖЕм (ШАпку свяЖЕм) малыШУ.
ШЕ-ШЕ-ШЕ, ШЕ-ШЕ-ШЕ: ШУба, ШАрф (ШАпка, ШАрф) на малыШЕ.
ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ: Игры (ШАШки) любят малыШИ. и т.д.
ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА: Есть еЖАта у еЖА (Есть морЖАта у морЖА).
ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ: Молока дадим еЖУ. Ты послушай, я скажу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ: Очень славные еЖИ! А теперь и ты скаЖИ.
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ, ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ: фильм посмотрим о еЖЕ (о морЖЕ). и т.д.
в) Закрепление шипящих звуков при помощи потешек:
Зайчишка
ЗайчиШка- трусиШка по полю беЖал,
В огород забеЖал.
Морковку наШёл, капустку наШёл
К нам в гости приШёл.
Павушка
ПавуШка летала,
ПерыШки роняла.
- Кому эти перыШки?
- Родимому ВовуШке.
- На что ему перыШки?
- Шапочку пуШить.
- На что Шапочка?
- ДедуШке дарить.
Дадим Вове каШи
В красной чаШе,
Хлебы краюШку,
Меда кадуШку,
ПыШки, лепеШки,
Куриные ноЖки.
Мария-солнышко
Мария –солныШко,
Полети на облыШко,
Принеси с небуШка
Меда да хлебуШка,
ПлюШек, преснуШек,
Сладких ватруШек.
|
Котишко
КотиШко-мурлыШко,
Серый хвостиШко.
Не лезь в плоШку
Не обиЖай АнтоШку.
НаШ АнтоШка малыШок,
Роста у него – верШок.
Топотушки
Топ-топ! ТопотуШки!
ПляШет зайка на опуШке,
ПляШет ёЖик на пеньке,
ПляШет чиЖик на сучке,
ПляШет Жучка на крылечке,
ПляШет коШка возле печки,
ПляШет мыШка возле норки,
ПляШет миШенька на горке
А лоШадка – на дороЖке,
Тараканы - на пороЖке.
Топ-топ! ТопотуШки!
ХороШи у нас частуШки!
Улитка
Улитка, улитка,
Высунь роЖки,
Дадим лепёШки,
Свиные ноЖки,
КаШи горШок,
Хлеба вороШок.
|
г) скороговорки
Ш
Шила в мешке не утаишь.
Шутил, да вышутил.
Луша у душа мыла шею и уши.
Метил в лукошко — попал в окошко.
Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.
Не найду я ушки у нашей лягушки.
Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.
Ваша Парашка, а на ней наша рубашка.
Времена шатки, береги шапки.
Макар да кошка, комар да мошка.
Наш Гришка не берёт лишка.
Работай до поту — покушаешь в охоту!
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.
По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
Наша река широка, как Ока, так, как Ока, широка наша река.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне
он смешон.
Ж
Живи да не тужи.
Не живут ужи, где живут ежи.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Уже ужи в луже.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Делай добро и жди добра.
Вожжи из кожи в хомут вхожи.
Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.
Жутко жуку жить на суку.
Жужжала муха, дожужжалась паука.
д) Закрепление шипящих звуков на материале текстов (в том числе и
стихотворных)
Отключили воду…
«Ш-ш-ш-…», - шипит, проснувшись, уж,-
«Не пора ли принять душ-ш-ш-ш-…?»
только вентиль он открыл…
Пар из крана повалил: Ш-ш-ш-…
Шипенье раздается: Ш-ш-ш-…
А вода совсем не льётся!
Отключили, видно, воду
По всему водопроводу.
(Е.Г. Карельская)
|
Там – шипит, тут - шуршит.
Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш-…
Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…
А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…
Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…
Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…
Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…
То шипенье, то шуршанье…
Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…
(Е.Г.Карельская)
Комментариев нет:
Отправить комментарий